После возвращения из недавней поездки по США самарский губернатор Константин Титов заявил, что уже в следующем году на территории Самары начнется строительство крупного технопарка. А уже до конца этого года ректору сгау Виктору Сойферу и академику Владимиру Шорину поручено разработать и окончательно утвердить концепцию развития самарского технопарка. Под его строительство уже выделена площадка на берегу волги, площадью 5 гектаров, а в проекте областного бюджета на 2002 год отдельной строкой заложено финансирование технопарка в размере 120 млн рублей. Всего же ориентировочная стоимость проекта составляет более 25 млн долларов. В перспективе под технопарк уже, видимо, межрегионального значения, губернатор планирует отдать более 300 гектаров в красноярском районе области. Естественно, что на реализацию этого проекта потребуется гораздо больше средств.

Что же такое «технопарк» и почему губернские власти уже сегодня предсказывают этому комплексу счастливое будущее? для ответа на этот вопрос нужно вернуться в середину 50-х прошлого столетия.
Чистокровный американец.
Технопарки придумали американцы в 1950 году. Тогда был организован научный парк стэнфордского университета.
Университет нашел применение пустующему участку земли, который находился в его владении. Земля и помещения стали сдаваться в аренду автономным малым предприятиям и действующим компаниям, бурно развивающимся за счет военных заказов федерального правительства. Арендная плата долгое время была единственным доходом научного парка. На полную застройку участка и формирование инфраструктуры технопарка потребовалось 30 лет.
Но затем подходы поменялись, и в результате Стэнфордский научный парк прославился феноменальными достижениями в развитии наукоемкого сектора промышленности. В технопарке начинали свою жизнь такие известные фирмы, как «Хьюлетт-паккард», «Полароид» и другие. Сегодня этот технопарк всемирно известен, как кремниевая долина.
В противовес Стэнфорду в СССР создали новосибирский академгородок, в котором, кстати, существовала своя долина — «золотая». Однако развивался академгородок, по сравнению с американским собратом, прямо скажем, в тепличных условиях, то есть вне жесткой рыночной конкуренции. За океаном же количество технопарков росло медленно. Многие инициативы университетов остались лишь инициативами. Так продолжалось до тех пор, пока технопаркам не стали активно помогать власти.
Сегодня в США работают около 160 технопарков — 30% от общего их числа в мире.
Европа уже в меньшей степени повторяла ошибки пионеров технопарковского движения. Здесь в середине 70-х стали строить так называемые инкубаторы технологического бизнеса — здания для размещения многих малых начинающих инновационных фирм.
Инкубаторы предоставляли перспективным предпринимателям производственные помещения, обеспечивали набором услуг, связью с местным университетом или научным центром, а также с финансовыми кругами, что способствовало формированию большого числа новых малых и средних инновационных предприятий, пользующихся всеми преимуществами системы коллективных услуг.
Инновационный бум.
В середине 80-х технопарки стали появляться и за пределами экономически развитых государств: в Канаде, Сингапуре, Австралии, Бразилии, Индии, Малайзии, Китае.
В начале 90-х идеей заразились ряд российских университетов.
Первые отечественные технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они часто создавались и рассматривались как подразделения вуза. Естественно, что они реально не создавали никаких условий для работы малых инновационных предприятий.
Тем не менее в 1990 году госкомитетом СССР по народному образованию была разработана специальная программа создания и развития технопарков. Тогда же создается и ассоциация «технопарк», которая изучала международный опыт и пыталась его адаптировать к российским условиям.
Сейчас по количеству технопарков россия занимает пятое место в мире, однако их материальная и финансовая база оставляет желать лучшего. Большинство российских технопарков — это сугубо внутривузовские учреждения, не пользующиеся, как правило, поддержкой административных структур. В Самаре, похоже, мы столкнемся с совершенно новым для России подходом в организации технопарка, основанном на тщательном изучении и анализе международного опыта. Кроме того, технопарк в самарской области будет строиться с нуля, а не располагаться в каких-то старых вузовских корпусах, приспособленных под офисы для начинающих инновационных фирм. Идеология же центра останется прежней — создавать и разрабатывать только те технологии, которые будут востребованы на внутреннем и внешнем рынках.
История повторяется.
Говорят, что впервые самарский губернатор собственными глазами увидел современный технопарк в Португалии около года назад.
Сооружение произвело на Константина Титова такое сильное впечатление, что он тут же загорелся идеей создания подобного центра на территории области. Окончательно в своем желании Константин Алексеевич утвердился после посещения технопарка в северной Каролине. Однако не следует думать, что история самарского технопарка начнется только в 2002 году. Как стало известно «делу», сегодня в самарской области уже существуют два официально зарегистрированных технопарка. Один работает на базе аэрокосмического, другой — на базе технического университетов. Как рассказал «делу» директор технопарка сгау «авиатехнокон» Анатолий коптев, впервые идея создания научного центра возникла в 1994 году. Тогда ее активно поддержал мэр Самары Олег Сысуев. И технопарк стал довольно быстро разворачиваться на базе сгау. Но затем, как считает Анатолий Коптев, по политическим причинам, после ухода команды Сысуева, технопарк лишили административной поддержки и работы заметно затормозились, несмотря на то, что к этому моменту технопарк сгау уже входил в международную программу европейского банка реконструкции и развития по поддержке научных парков, причем числился в первой десятке элитных европейских вузов. Благодаря этой программе, группа молодых самарских менеджеров в течение двух лет проходила специальное обучение в России и дважды за это время выезжала на стажировку в Англию. Некоторые проекты были успешно защищены за рубежом и даже представлены на получение кредитов от ебрр. В частности, проект «вода кристальная». К 1997 году в «авиатехноконе» появилось еще несколько перспективных разработок, но прекратилось финансирование. Сегодня, похоже, история делает новый виток и технопарк сгау опять получит серьезную поддержку. На сей раз от администрации области.
«Хилтон» или «шератон».
Площадка, выделенная под строительство технопарка, расположена прямо на берегу волги, строго напротив центрального офиса сбербанка. На пяти гектарах предполагается построить две жилых шестнадцатиэтажки для молодых перспективных ученых из России.
Для иностранцев будут строить несколько коттеджей. Кроме этого, в комплекс будут входить: современный выставочный зал, площадью более 2000 кв. М, трансформирующийся в конгресс-холл, офисный центр со всеми коммуникациями для нормальной работы инновационных компаний, несколько экспериментальных производственных участков, бытовой комплекс (рестораны, кафе, спортплощадки, горнолыжная трасса, магазины, фирмы услуг), молодежный центр и хороший отель — пять звезд, на случай приема высоких гостей или проведения крупных научных форумов.
Какая компания будет строить отель — пока не ясно. Известно только, что предварительные переговоры ведутся с «Хилтоном» и «шератоном». Сейчас уже готов предварительный макет технопарка. В следующем году планируется провести проектные работы. Выделенных бюджетных средств, по мнению Анатолия Коптева, должно хватить. Строительство начнется или к концу года, или будет перенесено на 2003 год. Руководить технопарком будет совет директоров.
Что же касается второго варианта проекта — строительства технопарка за селом курумоч, на площади 300 гектаров, то, скорее всего, он так и останется красивой мечтой, поскольку в отличие от самарской площадки, в красноярском районе полностью отсутствуют коммуникации. Значит, себестоимость проекта возрастает в десятки раз. Таких денег в областном бюджете сегодня нет, а инвесторов на долгосрочной основе привлечь очень трудно. А без существенных финансовых инвестиций и другой материальной помощи реализовать технопарковую технологию практически невозможно. Опираясь на мировой опыт, можно предположить, что реальную отдачу технопарк сможет приносить только через 3-4 года после открытия (средние сроки становления молодой перспективной компании). Это в лучшем случае. Поэтому чтобы вера в светлое будущее самарского технопарка стала реальностью, руководителям будущего центра и представителям властей следует запастись терпением, и не повторять чужих ошибок.