В Швеции всего около 10 процентов промышленного производства находится в руках предприятий, принадлежащих государству. Частный капитал контролирует примерно 90 процентов промышленного производства. В последние десятилетия в стране происходит ускоренная концентрация промышленности, что неизбежно сопровождается ликвидацией мелких и средних предприятий, сосредоточением политической власти в руках немногих, усилением эксплуатации рабочего класса, инфляцией. Концентрация капитала в частных руках в Швеции более высокая, чем в таких странах, как США и ФРГ Как отмечал председатель Центрального объединения профсоюзов Швеции Нильсон, в Швеции «происходит непрерывная концентрация собственности и власти, находящихся вне всякого демократического контроля».
Социал-демократическая газета «Афтонбладет» писала по поводу новой программы, принятой на XXVI съезде СДРПШ осенью 1975 года: «Сложилось мнение, что партия… выступает защитником существующего капиталистического общества».

Вместе с тем очевидно, что в XX веке Швеция сделала значительный шаг вперед в своем экономическом развитии. Вольтер писал в XVIII веке о Швеции как о «бесплодной и бедной стране». Ныне Швеция по производству валового национального продукта на душу населения занимает одно из первых мест в капиталистическом мире, и расчетный показатель жизненного уровня в стране—один из наиболее высоких.
Разумеется, одна из важных причин этого—то, что около двух столетий Швеция живет в условиях мира. В недрах страны есть значительные запасы некоторых полезных ископаемых, издавна сложилась промышленная культура, высок уровень сельскохозяйственного производства. Еще недавно в Швеции была более высокая производительность труда, чем в большинстве западноевропейских стран. Этому способствовали рационализация и автоматизация производства, гибкость производственного аппарата, его способность быстро реагировать на потребности рынка, благоприятное торгово-финансовое положение государства и большинства компаний. Все это помогало Швеции успешно конкурировать на международном рынке. Свою роль играло и то, что на протяжении четверти столетия, до 1970 года, в стране почти не происходило забастовок.
Все это позволило западным социологам и политикам, особенно социал-демократического толка, в течение долгого времени утверждать, что Швеция в условиях капиталистического общества якобы нашла способ избегать кризисов, безработицы, социальных конфликтов и одновременно повышать благосостояние трудящихся.