Германское затмение

Германское затмениеНемецкие производители солнечных батарей банкротятся один за другим. Причина кризиса перспективной отрасли — непродуманная система субсидий, вырастившая смертельно опасных конкурентов из Китая. «Нынешние банкротства — это лишь начало. К сожалению, дальнейшие изменения структуры рынка не исключены», — аналитик компании Deutsche Bank Research (DB Research) Йозеф Ауэр не скрывает тревоги. Все чаще крупнейшие немецкие компании, производящие солнечные батареи, объявляют о банкротстве. От скоропостижной смерти не застрахованы даже признанные лидеры рынка — работающие на всех континентах компании с миллиардными оборотами и многолетней историей.

Зима без солнца

Черная полоса для немецких производителей солнечных батарей началась в декабре прошлого года. Именно тогда о банкротстве заявила берлинская компания Solon, основанная в 1996 году. Уже через неделю по ее стопам последовала Solar Millennium, работавшая в Баварии и Бадене-Вюртемберге. Отрасль приготовилась к худшему — и худшее произошло.

20 марта 2012 года о своем банкротстве объявила Solarhybrid. А еще через две недели, 3 апреля, после того как за год стоимость ее акций упала с 2,96 евро до 12 центов, заявку на банкротство подала одна из крупнейших немецких компаний в области солнечной энергетики Q-Cells. Банкротство Q-Cells стало для отрасли наиболее сильным ударом. Компания, чей оборот на пике 2010 года составлял 1,3 млрд евро, считалась одной из наиболее компетентных на рынке. В 2006–2008 годах ежегодные темпы роста ее оборота превышали 50–60%, компания контролировала до 40% мирового рынка производства ячеек, необходимых для сборки солнечных батарей. То, что обанкротилась компания, дававшая работу более чем 2 тыс. человек и являвшаяся сердцем кластера солнечной энергетики в Саксонии-Ангальт, стало шоком и для немецких политиков, и для немецких энергетиков.

Впрочем, банкротством Q-Cells дело не ограничилось. В прошлую среду стало известно, что американский производитель First Solar решил закрыть свой завод в немецком Франкфурте-на-Одере. Закрытие производства будет стоить региону не менее 1200 рабочих мест. В данном случае речь не идет о банкротстве компании, но даже просто закрытие завода крайне неприятно для немецкого рынка производства солнечных батарей, приготовившегося к настоящей катастрофе.

«Сегодня, к сожалению, почти каждый день приходят тревожные сообщения о том, что очередное предприятие отрасли солнечной энергетики на грани банкротства. Можно ли это предотвратить? Трудно сказать, это зависит от множества факторов. В первую очередь, конечно, компании должны сами разработать серьезные бизнес-планы. Однако и со стороны политиков требуются надежные рамочные условия и гарантия стабильности планирования инвестиций. В Германии в сфере солнечной энергетики работает 130 тысяч человек, из них в восточных землях — 20 тысяч. Произошедшие банкротства вызвали исчезновение большого количества рабочих мест, и, к сожалению, можно опасаться дальнейшего сокращения их числа. В конце концов, банкротствами затронуты не только местные производители солнечных батарей, но и поставщики, например стекольная или химическая промышленность», — сказала «Эксперту» представитель профсоюза работников горной и химической промышленности и энергетики Петра Райнбольд-Кнапе.

Проспали рост

Между тем на первый взгляд рынок солнечной энергетики совершенно не кажется нестабильным. Начиная с 1999 года мировой рынок производства солнечных батарей безостановочно рос. Ни разу за прошедшие 12 лет этот рост не был меньше 34% год. Суммарный прирост с 1999-го по 2011 год составил 18 308% (с 202 МВт в 1999 году до 37 185 МВт в 2011-м), а рекорд увеличения объема производства в течение года был поставлен в 2010 году, когда рынок вырос на 120% по сравнению с 2009-м.

Весьма активно развивался все эти годы и рынок установки солнечных батарей в Германии. По данным союза солнечной энергетики Photon, по состоянию на конец 2011 года на территории страны были установлены солнечные батареи суммарной мощностью 24,7 МВт, причем только в 2011 году немцы поставили новые мощности объемом 7,5 МВт. Так почему же немецкие компании, работающие на рынке производства солнечных батарей уже много лет, сталкиваются сегодня с угрозой массовых банкротств?

Многие аналитики склонны винить в этом непродуманную систему субсидирования отрасли. Основой немецкого непрямого финансирования производителей солнечных батарей является принятый в 2000 году закон о возобновляемых источниках энергии. Согласно этому закону, государство гарантирует владельцам солнечных батарей, что будет выкупать у них вырабатываемую электроэнергию по фиксированным ценам на протяжении 15–20 лет после установки. На практике это означает, что на протяжении последних 12 лет каждый немец мог купить и установить у себя на крыше или во дворе желаемое количество модулей солнечных батарей. Если вырабатываемая батареями энергия не потреблялась полностью домашним хозяйством, то власти были обязаны выкупать излишек по фиксированной цене (часто очень высокой). Точно так же и компании могли установить либо небольшое количество солнечных батарей на крыше своих зданий, либо целое поле. Вырабатываемую, но не потребляемую энергию обязано было выкупать государство.

Такая практика естественным образом привела к тому, что покупка солнечных батарей стала выгодным вложением средств. Если в 2002 году их владельцы получили в рамках выкупа электроэнергии 81 млн евро, то в 2010-м в рамках закона о выкупе электроэнергии у владельцев солнечных батарей частные лица и компании получили 5 млрд евро, объем выкупленной у них энергии составил 11,7 тыс. ГВ·ч. Таким образом, стоимость киловатт-часа электроэнергии, купленного у владельцев батарей, составила в среднем 42,7 цента — при средней стоимости для частных домохозяйств 24,1 цента.

Фактически немецкое законодательство субсидировало покупку солнечных модулей частными лицами и компаниями. Подобные субсидии, однако, оказались не благословением, а проклятьем немецкой отрасли. Очень быстро симпатии немецких фермеров, домовладельцев и бизнесменов, желающих установить у себя на крыше солнечные батареи и получать от них стабильный доход, были захвачены китайскими производителями, сделавшими ставку на ценовую войну с Европой.

Китай победил

Именно китайские, а не немецкие солнечные батареи являются сегодня безоговорочными лидерами и немецкого, и мирового рынка. По данным Института солнечных энергосистем (ISE) Общества Фрауэнгофера, более двух третей устанавливаемых в Германии солнечных батарей сделаны в Китае. По данным же союза солнечной энергетики Photon, в 2011 году 57,3% всех произведенных в мире модулей приходилось на китайские компании. При этом с 2010 года, когда доля китайских компаний на рынке составляла 47,8%, рост присутствия китайцев достиг более 10 процентных пунктов. Таким образом, Китай стал единственной страной мира, значительно увеличившей свою долю на рынке (помимо Китая рост с 5,1 до 5,8% показала Малайзия).

Немецкие же производители, наоборот, резко снизили свое присутствие на рынке. Если в 2010 году они производили 9,7% всех солнечных батарей мира, то в 2011-м этот показатель снизился до 6,7%, что означает падение доли присутствия на рынке примерно на треть. Снизилось присутствие немецких компаний на рынке и в абсолютных цифрах. В 2010 году они произвели солнечных батарей суммарной мощностью 2,7 МВт, а в 2011-м — лишь 2,5 МВт.

По мнению Йозефа Ауэра из DB Research, негибкий закон об альтернативных источниках энергии — одна из главных причин такого положения дел. «Первоначальная поддержка отрасли за счет покупателей электроэнергии — то есть не за счет государства — имела смысл и была успешной. Справедливо, однако, и то, что после первых успехов изменения в закон о поддержке возобновляемых источников энергии не были внесены достаточно быстро и радикально. Таким образом, был остановлен технический прогресс. Поэтому нынешний результат не должен удивлять», — полагает г-н Ауэр.

Еще более резко оценивает роль китайских компаний Петра Райнбольд-Кнапе: «Китайские солнечные батареи порой продаются в Германии по демпинговым ценам, иногда на 45 процентов дешевле немецких аналогов. Это вынуждает немецкие компании к участию в ценовой борьбе, в которой они очень быстро тратят свои накопления и проигрывают».

Последним ударом стало недавнее решение немецкого правительства резко сократить объемы выкупа электроэнергии, вырабатываемой на вновь устанавливаемых в Германии солнечных батареях. Это, по мнению г-жи Райнбольд-Кнапе, заставило инвесторов остановить ряд крупных проектов строительства солнечных парков и отозвать заказы у немецких производителей солнечных батарей.

Выживут поставщики оборудования

Правда, банкротства в отрасли начались задолго до последнего решения правительства Германии о сокращении объемов гарантированного выкупа. Более того, сохранение этих объемов также поддерживало бы прежде всего агрессивных китайских конкурентов. Фактически немецкие компании проиграли китайским производителям ценовую борьбу. Собственно, об опасности ценовой конкуренции «Эксперту» еще в 2008 году говорил Антон Милнер, СЕО обанкротившейся в апреле этого года Q-Cells. В интервью «Эксперту» глава тогда процветавшей компании признавался: «Эта отрасль имеет право на существование только в том случае, если мы будем постоянно и серьезно снижать издержки». Очевидно, что снижать издержки, конкурируя с китайскими производителями, немецким компаниями было крайне тяжело. По словам многих немецких производителей, китайские конкуренты подчас совершенно сознательно делали ставку на нечестную борьбу. Так, представители SolarWorld открыто заявили «Эксперту», что принципиально не пускают на свои производственные линии выходцев из Китая, даже китайских аспирантов местного технического университета, — столь высок уровень промышленного шпионажа со стороны Китая. Те же представители SolarWorld многократно жаловались, что китайский рынок фактически закрыт для европейских производителей: европейским компаниям, производящим солнечные батареи, не дают возможности открыть в Китае собственное производство, если в нем не участвует китайский партнер.

На таком фоне перспективы развития немецкой отрасли производства солнечных батарей выглядят тревожно. По мнению Йозефа Ауэра, наибольшие шансы на выживание имеют те компании, которые задействованы в наиболее высокотехнологичном этапе производства. «Возможно, для немецких компаний еще есть шанс в сфере поставщиков технологической цепочки, например в области производства станков для производителей солнечных батарей. Однако и в этом сегменте китайские производители набирают темпы. Стоит отметить, что технология солнечной энергетики не является одной из передовых, в которых немецкие компании традиционно имеют шансы на выживание. Неплохие возможности есть у специализированных компаний, которые устанавливают и обслуживают солнечные батареи. Есть шансы и у финансовых компаний, планирующих проекты в области солнечной энергетики и организующих их финансирование», — рассказывает г-н Ауэр.

Представители же отрасли все свои надежды связывают с расширением объема государственной поддержки. Даже несмотря на то, что предыдущие попытки поддерживать отрасль приводили лишь к еще большему усилению агрессивных китайских конкурентов. «Немецкая солнечная энергетика — это отрасль с большим инновационным потенциалом, весьма трудоемкая и имеющая большие перспективы роста. Останется ли она такой в будущем, зависит в первую очередь от политиков. С точки зрения нашего профсоюза, будущее немецкой солнечной промышленности зависит в том числе и от мер, которые мы настоятельно советуем принять федеральному правительству Германии.

Сокращение объемов электроэнергии, обязательно выкупаемой у владельцев солнечных батарей, должно быть прозрачным. Власти должны незамедлительно предоставить компаниям, способным развиваться, финансовую и кредитную помощь, а также выступить гарантом по их долгам. Должна быть также введена налоговая поддержка исследований в отрасли», — считает Петра Райнбольд-Кнапе. Но уверенности в том, что этого будет достаточно для того, чтобы немцы выдержали натиск китайских компаний, нет. А главное — непонятно, где найти для этого деньги и является ли это направление действительно важным для немецкой экономики.

Ведь в первой десятке ведущих мировых производителей солнечных батарей немецких компаний уже не осталось.

{social}